A- A A+
Религия и принципы светскости казахстанаского государства

Как известно религия занимает важное место в жизни казахстанцев,согласно В соответствии с п.1 ст.1 Конституции — Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими. Если в государстве появляются новые общественные явления следовательно закономерным образом возникает необходимость создание законодательных норм и механизмов урегулиривание этих отношений. Казахстан в своей деятельности опирается на общепризнанные международные акты в области прав человека. В этой связи казахстанская правовая нормативная база в сфере обеспечения свободы религии и вероисповедания в целом соответствует общеевропейским и мировым демократическим стандартам. Конституция Республики Казахстан гарантирует каждому человеку свободу совести и вероисповедания, а также запрещает любые формы дискриминации по конфессиональному, этническому и иным признакам.При этом Казахстаном прилагаются активные усилия по совершенствованию законодательства о религиозной деятельности, которые направлены на выстраивание конструктивных взаимоотношений между государством и конфессиями. Наглядным примером служить принятия

Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года, который направлен на обеспечение конституционных принципов свободы вероисповедания через достижение баланса общественных и религиозных интересов, а также развитие отношений партнерства и взаимопонимания между государством и религиозными объединениями.В то же время в Законе подчеркнуто, что никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан.Свобода вероисповедания присуща в основном светским государствам.

Светскость — это характеристика государства, обеспечивающего полное равенство граждан в вопросах веры и свободу совести, благодаря одновременному отказу от государственного атеизма и от признания какой-либо религии в качестве общеобязательной или официальной. В светском государстве не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

Светское государство нейтрально по отношению к религии, не принимает какой-либо мировоззренческой системы в качестве официальной идеологии, а в своей законотворческой деятельности и практической политике не исходит из предписаний какой-либо религии, предоставляя гражданам возможность свободно делать мировоззренческий или вероисповедный выбор.

Президент Казахстана постоянно подчеркивает о необходимости укрепления светского сознания в обществе. По этому поводу и в «Стратегии «Казахстан-2050» Глава государства Н.А.Назарбаев отметил, что мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции светского общества, что Казахстан — светское государство.

В соответствии с поручениями Президента страны государство обеспечивает защиту граждан и общества от внешней духовной агрессии и формирует четкое понимание будущего нашей страны как развивающегося на светских принципах индустриально-инновационного Казахстана. Вместе с тем государство также поддерживает традиционные духовные и религиозные ценности, которые способствуют процветанию страны, создают благоприятные условия для развития всех сфер жизни общества.

Согласно законодательству в Республике Казахстан основополагающими принципами светского государства являются:

1)светский, конфессионально нейтральный характер государства и его институтов;

2)равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, принадлежности к религиозным или светским объединениям;

3)равенство религиозных объединений перед законом;

4)уважение национальных традиций, менталитета населения, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией;

5)допустимость лишь таких ограничений в сфере свободы совести и вероисповедания, которые диктуются необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данные принципы четко обозначены в Конституции и во всех законах страны, регулирующих или касающихся конфессиональных отношений в государстве.

В Казахстане светский характер государства и отделение религиозных объединений от государства означают, что религиозные объединения не вмешиваются в дела государства, не выполняют никаких государственных функций, не занимаются политической деятельностью. Запрещается создание политических партий на религиозной основе. Отправление религиозных обрядов, культовых церемоний и иных мероприятий, связанных с вероучением, не может проводиться в государственных органах или сопровождать государственную деятельность.

Государство уважает внутренние установления религиозных объединений и предоставляет им возможность действовать в соответствии с этими установлениями, признает их право на организацию и управление в соответствии с религиозными правилами и нормами, в том числе право на назначение, избрание, приглашение религиозных служителей.

Законодательство Республики Казахстан не связано с религиозными нормами и не обуславливается ими, хотя и учитывает их общечеловеческую гуманистическую направленность. Акты религиозных объединений не могут быть источниками права в Казахстане. Судебная система страны также свободна от влияния религии и не включает в себя составной частью юрисдикцию религиозных объединений.

Государство способствует реализации прав граждан и религиозных объединений, связанных с отправлением культа, религиозным образованием, использованием зданий, предметов религиозного культа и религиозной литературы, получением пожертвований, установлением и поддержкой связей с единоверцами внутри страны и за рубежом.

Важно подчеркнуть, что принцип отделения религиозных объединений от государства в разъясненном смысле не означает исключение религиозных объединений и верующих из общественной жизни. Государство считает верующих полноправными гражданами Казахстана, а религиозные объединения и верующих — важными участниками осуществления социально полезной деятельности: благотворительной, культурно-просветительской, гуманитарной, и сотрудничает с ними в проведении такой деятельности.Более того, государство стремится привлекать религиозные объединения к решению социальных проблем: алкоголизма и наркомании, профилактики преступности, формирования здорового образа жизни, укрепления семьи, создания высокого духовного и нравственного климата в обществе.

Не осуществляя прямое финансирование религиозных объединений, государство может оказывать помощь в реконструкции, ремонте культовых зданий и сооружений, главным образом тех из них, которые представляют культурную и историческую ценность.

Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и иных образовательных учреждениях.

Признавая невмешательство во внутренние дела религиозных объединений и право на религиозную автономию, государство оставляет за собой право реагировать на деятельность верующих и религиозных объединений в случае нарушения ими законодательства Республики Казахстан, причинения ущерба законным интересам граждан, организаций и государства в целом. Однако такое реагирование возможно только на основе закона и соблюдения всех необходимых правовых процедур.

Таким образом, религиозные объединения и государство автономны каждое в своей сфере (соответственно, в отправлении религиозного культа и реализации государственной власти) и не вмешиваются в деятельность друг друга. Но в то же время они имеют некоторые общие задачи, решение которых предполагает их сотрудничество. Подитожывая можно сказать что Казахстан входит в круг современных светских государств мира и в нашей стране в полной мере обеспечиваются права и своды наших граждан в религиозной сфере.

Последние изменения страницы:: 25.02.2016 06:05