A- A A+
Правовое регулирование государственной службы в Республике Казахстан

Согласно закону РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 года государственная служба — деятельность государственных служащих по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти.

Государственная служба является видом социальной деятельности людей, органически связана с государством, оказывает важную роль в жизни нашего общества. Следовательно, служба — понятие социальное и в этом качестве применяется для определения характера и рода деятельности людей, тем самым отражая факт общественного разделения труда.

В широком смысле толкования под государственной службой понимается любая работа в государственных органах, предприятиях, учреждениях, организациях, отличная от труда рабочих и крестьян. В узком (собственном) смысле слова — это повседневная трудовая деятельность служащих государственных органов (госаппарата).

Государственная должность — структурная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и должностных обязанностей.

Понятие государственной службы включает в себя следующие основные признаки (элементы):

- является одной из сторон (или частей) организационной деятельности государства;

- урегулирована нормами административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права;

- осуществляется на профессиональной основе за вознаграждение, специально подготовленными работниками — государственными служащими;

- содержанием и целью их деятельности является практическая реализация задач и функций государства.

Государственная служба базируется как на общих принципах организации деятельности государства, так и специальных принципах, определяющих ее содержание.

Ст. 3 Закона закрепляет следующие принципы государственной службы:

1. Законности.

2. Казахстанского патриотизма.

3. Единства системы государственной службы, независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви.

4. Приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства.

5. Общедоступности, то есть равного права граждан республики на доступ к государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

6. Добровольности поступления граждан на государственную службу.

7. Профессионализма и компетентности государственных служащих.

8. Равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы.

9. Обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчиненных государственных служащих и служащих нижестоящих государственных органов.

10. Подконтрольности и подотчетности государственных служащих.

11. Учета общественного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

12. Правовой и социальной защищенности государственных служащих.

13. Поощрения государственных служащих за добросовестное, инициативное исполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности.

14. Личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих полномочий.

15. Непрерывности повышения квалификации государственных служащих.

Государственный служащий — гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального банка Республики Казахстан должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства.

Закон РК «О государственной службе» дает также понятия:

Административный государственный служащий — государственный служащий, не входящий в состав политических государственных служащих, осуществляющий должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственном органе.

Политический государственный служащий — государственный служащий, назначение (избрание), освобождение деятельность которого носит политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач.

Для административных государственных служащих устанавливаются категории. Категории должностей и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается Президентом республики по представлению уполномоченного органа.

1. Государственный служащий не вправе:

1) Быть депутатом представительных органов и членом органов местного самоуправления;

2) Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

3) Заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

4) Быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольном;

5) Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию;

6) Участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению служебных обязанностей, включая забастовки;

7) В связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц.

2. Государственный служащий в порядке, установленном законодательством, в течение месяца после вступления в должность обязан на время прохождения государственной службы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капиталя коммерческих организаций и иное имущество, использования которого влечет получение доходов, за исключением денег законно принадлежащих этим лицам, а также иного имущества переданного в имущественный наем.

3. Государственный служащий не может занимать должность, находящуюся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой его близкими родственниками (родителями, супругами, братьями, сестрами, детьми) или свойственниками (братьями, сестрами, родителями и детьми супругов), за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

4. На государственную службу не может быть принято лицо:

1) Признанное в установленном порядке недееспособным или ограничено дееспособным;

2) Лишенное судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;

3) В соответствии с заключением медицинского учреждения имеющее заболевание, препятствующее выполнению должностных полномочий, в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья для занятия соответствующих должностей установлены в квалификационных требованиях;

4) Отказавшееся принять на себя ограничения, установленные законом, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса и основанного на нем авторитета в личных, групповых и других неслужебных интересах;

5) Которое в течение года перед поступлением на государственную службу привлекалось к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения;

6) На которое в течение года перед поступлением на государственную службу налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение;

7) Имеющее судимость, которая ко времени поступления на государственную службу не погашена или не снята в установленном законом порядке.

5. Непредставление или искажение указанных сведений является основанием для отказа в приеме на государственную службу.

Лица, поступающие на государственную службу, должны отвечать следующим требованиям:

1. Обладать гражданством Республики Казахстан.

2. Быть не моложе восемнадцати лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством республики.

3. Обладать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификационным требованиям.

При поступлении на государственную службу гражданин обязан представить в органы налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

Занятие административной государственной должности осуществляется после прохождения гражданами обязательной специальной проверки.

За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение государственной и трудовой дисциплины, а равно за несоблюдение установленных Законом ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания:

a) замечание;

b) выговор;

c) строгий выговор;

d) предупреждение о неполном служебном соответствии;

e) увольнение с занимаемой должности.

Административный государственный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей руководителем, назначившим его, до решения вопроса об ответственности в установленном порядке.

Государственный служащий несет ответственность за неправомерность своих действий. При сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, если выполнение его не влечет действий, которые относятся к уголовно наказуемым деяниям. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

Государственные служащие в случае совершения ими преступлений и иных правонарушений несут соответственно уголовную, административную, материальную ответственность на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

Заключение

Государственная служба есть неотъемлемая часть управления, в том числе и административного (государственного) управления. И поэтому для того, чтобы в полной мере раскрыть эту сущность, я хотела бы обратно вернуться к сути его происхождения.

Административное право в основном регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Следовательно и предметом этого регулирования является государственное управление.

По своему содержанию управление сводится к упорядочению общественных отношений, к регулированию различных сторон и проявлений общественной жизни, объединению усилий людей в единое целое, к налаживанию совместной жизни.

Управление обществом есть управление людьми, социальными отношениями людей. Оно является условием нормальной жизни общества.

Надобность в нем возникает всегда, когда налицо совместная деятельность людей, требующая согласования и руководства. Управлять — значит организовывать совместную деятельность людей. Но чтобы управлять поведением людей, надо иметь определенные властные полномочия.

Руководитель
единой службы управления
персоналом (кадровой службы)
ГУ «Аппарат акима
Аршалынского района»                                                                                                            Л.Ветрова

Дата публикации: 11.09.2019 15:18
Последние изменения страницы: 11.09.2019 15:18
Количество просмотров: 25