A- A A+
Об опасности и бесперспективности обучения в зарубежных теологических заведениях на неофициальной основе

« Республика Казахстан утверждает себя демократическим,
светским, правовым и социальным государством,высшими
ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
(Статья 1 Конституция РК).

Ислам — как религия мира и согласия пришел на земли Казахской степи еще в далеком 8 веке. История связывают это с событиями Атлахского(Таласского) сражения в 751 г., когда объединенные войска казахских родов с арабами и примкнувшими позже карлуками дали отпор вторгшейся китайской армии.Таласская битва вошла в историю как решающий фактор в исламизации Центральной Азии. Позже, ислам стал государственной религией Караханидов в 10 веке, а также получил дальнейшее распространение в периоды правления ханов Золотой Орды Берке-хана и Узбек-хана. Изучая труды великих казахских философов-мыслителей, поэтов 19-20 веков Машхур Жусипұлы, Абая Кунанбайұлы, Шакарима Кудайбердыұлы, Ыбырай Алтынсарина, Мыржакып Дулатұлы и др., мы видим насколько глубоко были познания наших предков в исламе ханафитской школы, самой толерантной среди других правовых школ(мазхабов) и поэтому сумевший широко распространиться мирным путем в Средней Азии. К сожалению, в периоды атеизма, когда религию посчитали «опиумом для народа», усилия государственной машины, брошенные на искоренение религии в целом, не могли пройти бесследно. Также сказалось отсутствие своего духовного управления в Казахстане. Долгие годы ислам был представлен как комплекс ритуалов и обрядов, к тому же обросший многими суевериями.

12 января 1990 года произошло важное событие в истории казахского народа, было создано свое Духовное управление мусульман Казахстана(ДУМК). О свободе в управлении религий, наступившей раньше чем независимость страны объявил Ратбек кажы Нысанбайұлы, выбранный муфтием на 1 Курултае мусульман Казахстана. Перед ДУМК стояли решения таких проблем в сфере вероисповедания: недостаточное количество мест, предназначенных для совершения богослужения, религиозных обрядов и церемоний, отсутствие мечетей в некоторых областях, нехватка религиозных служащих, отсутствие своего религиозного учебного заведения.

С началом обретения Казахстаном суверенитета, на первоочередном плане были политические, экономические вопросы, также сказалось прямое, буквальное понимание отделения государства от религии, вопросы религии решались самостоятельно. Для подготовки кадров силами ДУМК в 1990 г. были открыты Исламский институт в г.Алматы и медресе в п.Мерке Джамбульской области. Конечно, этого было недостаточно для быстро растущей мусульманской уммы, для открывающихся новых мечетей. С середины 1990-х годов в поисках религиозных знаний молодежь начала выезжать за границу. Практически все постсоветские страны стали заложниками деструктивных идеологий, потому как не могли предложить достойную альтернативу молодежи, которая активно ринулась в страны ближнего и дальнего зарубежья за бесплатным религиозным образованием, не разобравшись толком, что оно представляет и какие риски несет. И уже в конце 1990-х начале 2000-х годов те молодые люди, не получившие в свое время базового религиозного образования у себя на Родине, но уже набравшиеся «чистого ислама», начали возвращаться в Казахстан. Они импортировали культуру, традиции той страны, где обучались религии. Отсутствие критического мышления, недостаточность в познании менталитета казахского народа, послужило тем, что они начали «возводить этажи, не укрепив фундамент». Также их наивностью, неразборчивости в получении знаний возпользовались зарубежные псевдопроповедники, преследующие совсем другие цели, для которых религия всего лишь была ширмой, скрывающей их истинное лицо.

Учитывая эту тревожную тенденцию, государством были впервые предприняты попытки опорядочить получение теологического образования в Казахстане. Здесь важно отметить заслуги Первого Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. Принцип светскости государства не стал препятствием для принятия решения об исламском ВУЗе, открытие которого было согласовано при встрече с президентом Египта еще в 1993 г. Между тем потребовался значительный срок, чтобы закончить строительство учебного комплекса. К заслугам нового муфтия Абсаттара-хаджи Дербисали, выбранного в 2000г. можно отнести открытие в 2003 г. университета «Нур-Мубарак», упорядочение всей системы обучения в 9 медресе, получившими статус «медресе-колледжа». Сейчас в Казахстане целая плеяда высокообразованных религиозных ученых, воспитанных в духе патриотизма, знающих историю и почитающих обычаи и традиции своего народа, горячо любящих свою Отчизну! Проводится большая работа по возврату самостоятельно выехавших на учебу студентов из сомнительныых теологических вузов, с дальнейшим обустройством или продолжением учебы в наших учебных заведениях. За последние три года более 400 студентов вернули в Казахстан. ДУМК, во главе с новым верховным муфтием Серикбай-кажы Ораз проводит огромную работу, заключены договоры по оказанию услуг по обучению с зарекомендовавшими себя положительно теологическими ВУЗами Турции, Египта и др. По завершении учебы они распределяются и обеспечиваются в дальнейшем работой, в отличие от тех кто самостоятельно выехал на учебу. Созданный при ДУМК совет улемов издает фетвы по многим возникающим вопросам в области религии.

Принятая государством в 2017г. «Концепция государственной политики в религиозной сфере РК на 2017-2020 гг.», опираясь на признанную миром казахстанскую модель межконфессионального мира и согласия, является основой для дальнейшего развития государственной политики в религиозной сфере, направлена на формирование научных знаний об особенностях и истории религиозных учений, воспитание молодежи в духе мира, культурного и религиозного многообразия. Концепция предполагает комплексный подход к видению государственной политики в религиозной сфере, включая правовые, методические и организационные меры. Здесь очень важно соблюсти «золотую середину» -принцип светскости, учитывая мировой опыт в этом направлении. К сожалению, мы наблюдаем что сильное «заворачивание гаек» может спровоцировать таджикский вариант, когда тысячи людей оказались в рядах ИГИЛ, или же, наоборот, киргизский вариант, когда государство полностью самоустранилось, что привело к гиперактивности верующих. И что очень важно, нужно бороться не с последствиями, а с причинами появления таких тенденций.Здесь стоит отметить, проводимую у нас государством и официальным духовенством, большую информационно-просветительскую работу по формированию толерантного отношения в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществесреди разных слоев населения, с привлечением опытных теологов, психологов, имеющих большую практику.

Практический опыт работы и время показало, что людей попавших в ряды деструктивных религиозных течений, очень трудно вытащить из под влияния псевдопроповедников. Поэтому, задачи по выработке, в основном у неокрепшей в умах молодежи, иммунитета к враждебной идеологии является одним из главных составляющих по оздоровлению общества. Здесь, возможно, более раннее внедрение в учебный план школы предмета по основам религиоведения. Также огромную роль играет семья. Учитывая, что многие прошли школу атеизма, полезным будет общее посещение культовых центров, где с первых уст будут разъяснены основы вероучения, положены будут базовые знания. Очень важно, не превращать религию в модный тренд!

Для определенной части населения свойственны внешние проявления набожности, интерес к публичности религиозной жизни.

Согласно статистике, около 90% процентов граждан Казахстана относят себя верующим, из них более 70 — к мусульманам. Но проблема в том, что лишь единицы из них действительно разбираются в тонкостях этой религии и способны отличить истинный ислам от радикальных псевдоучений. Остальные как правило плывут по течению и верят тем, кто более красноречив и убедителен. Зачастую именно религиозная безграмотность становится причиной вербовки наших граждан различными радикальными течениями.

Специалист-теолог «Центра анализа и развития межконфессинальных отношений»
управления внутренней политики Акмолинской области: Т.Шарипов

Дата публикации: 30.01.2020 17:59
Последние изменения страницы: 30.01.2020 17:59
Количество просмотров: 179