A- A A+
Национальные традиции казахского народа и ислам

Руководитель отдела КГУ ЦАРМО

при УДР Акмолинскойобласти

Токсанбаев Д.С.

Учитывая современную геополитическую ситуацию, многие эксперты

в сфере религии одним из основных факторов профилактики религиозного экстремизма и терроризма называют«национальные традиции».

На сегодняшний день некоторые моменты истории и обычаев казахского народа стали объектом споров. Данное обстоятельство усуглубляется идеологией деструктивных течений, проникающих из других стран.Подвергаясь влиянию данных течений, молодые люди начинают опровергать тысячелетниезнания и традиции казахского народа. В результате появляется непонимание и отрицаниедуховного наследия страны.

Для того, чтобы избежать этинегативные явления,необходимо изучать историю Казахстана, правильно объяснять и закреплять в памяти молодого поколения традиции своего этноса. Конечно, лучше всего такой урок усваивается на героических примерахстаршего поколения.

Богат и велик устный фольклор народа, воспитывающий чувства уважения к родителям, обществу, доброте и любви к ближнему.

В народном фольклоре прослеживается тонкое слияние религии, традиции и истинных знаний. Например,«Долг перед родителями- долг детей на всю жизнь» (Ата-ананың қарызы, ұрпақтың өмiрлiк парызы) — гласит народная мудрость. В Коране сказано: «Делайте добро родителям. Не говори «уф» родителям, обращайся к ним почтительно»,«Стыд — оболочка веры» (Ұят иманның қабы) — говорят аксакалы. «Кто отделяется, тот становится добычей волков» (Бөлiнгендi бөрi жейдi) –учит нас народная мудрость. Подобных примеров можно приводить очень много.

Жизнь человекас рождения и до конца своих дней сопровождается различными обрядами. При рождении младенцу в левое ухо проговаривают «камат»(в исламе это слова, прозносимые при начале обязательных 5- кратных молитв)и в правое ухо «азан»(призыв к всеобшей молитве). Всем знакомый праздник «қалжа», который отмечается в честь рождения младенца, в исламе встречается под названием «ақиқа». И, конечно же,обычаи в честь создания новой семьи — бракосочетание («неке»), свадьба («үйлену»), «беташар»- напрямую связаны с религией. Хотя приверженцы нетрадиционных деструктивных религиозных течений сводят эти простые истины на нет, утверждая,что эти «нововведения» противоречат исламу.

К примеру, отрицается выполнение обычая «беташар». Аргументируя свои слова тем, что невеста кланясь родственникам («иiлу»), совершает «рукуғ» — один из движений намаза. Такой невежественный довод не имеет ни теологического ни логическогообоснования. Совершая поклон, невеста оказывает знак уважения и приветствуетновых родственников, в этих действиях нет противоречия религии.

Всем известен исторический факт великого голода 30-х годов прошлого века, унесший половину казахского народа. В те трудные времена хлеб ценился выше всего. В качестве милостыни раздавали 7 лепешек. Аксакалы говорили: «раздай в пятницу лепешки, в судный день она будет тенью для тебя». Число 7 связано с намерением распределить милостыню на неделю.В хадисе сказано: «Каждый человек будет находиться в тени своей милостыни…….».

Приверженцы деструктивных религиозныхтечений критикуют эти действия, утверждая, что об этом в шариате ничего не сказано. Если же подойти к этому вопросу объективно, то предельно понятно, что в качестве милостыни можно раздавать и деньги, и хлеб, количество же их не ограничено.

Взаимопомощь и сострадание в трудную минуту легли в основу развития кочевого общества.Светское право и шариат закрепили в общественном сознании понятияподдержки и помощи ближнему. К примеру, народный обычай «жұртшылық» — помощь во время перекочевки с места на место транспортом(вол, верблюд, лошадь).Согласно рассказам старшего поколения, раньше в случае падежа скота семья могла расчитывать на обязательную помощь со стороны односельчан («қызыл көтеру»). Данные действия в шариате также подверждаются хадисом: «Гладь голову сироты и корми обездоленного».

Преемственность поколений, знание и уважение многовековых традиций своего народа помогут оградить нашу молодежь от пагубных действий, формируя иммунитет к чуждой нам экстремисткой идеологии. Изучение истории и обычаев есть ключ к пониманию самобытностиэтноса, а мудрость прошлого есть бесценное богатство настоящего.

Последние изменения страницы:: 14.04.2016 17:06